Training of teachers for inclusive education for children with limited opportunities of health

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with training based on resource centers for inclusive education as a form of professional development of teachers in their preparation for the design and implementation of adapted educational programs. The article raises the question of scientific and methodological support of resource centers for inclusive education. It discusses the need for tutor support in teachers training that will provide the individualization process of preparing teachers for new activities.

Full Text

В настоящее время приоритетом государственной политики в области образования становится гарантирование доступности качественного образования всем категориям учащихся, в т. ч. инклюзивное образование, повышение качества образовательной деятельности, программ, посредством которых эта деятельность реализуется.

Центральную роль в повышении доступности качественного образования в системе образования Российской Федерации должны сыграть вступившие в силу с 1 сентября 2016 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт для детей с интеллектуальными нарушениями (далее – ФГОС обучающихся с ОВЗ) как совокупность требований к организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, его условиям и результатам.

Между тем в образовательных организациях недостаточно разработаны технологии реализации практики инклюзивного образования, ведется поиск ресурсной поддержки введения новых ФГОС, организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через сетевое взаимодействие, расширение зоны социальных контактов в образовании.

По мнению большинства исследователей, востребованными становятся ресурсы образовательных организаций, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы [1; 2; 4; 6].

Специальная (коррекци онная) школа, по мнению Л. М. Кобриной, должна стать научной площадкой, транслирующей свой опыт в общеобразовательные учреждения, т. е. может выступить в роли «ресурсных центров», на базе которых и произойдет так назы ваемое «слияние» двух образователь ных систем в виде курсов переподго товки и повышения квалификации, практических занятий, семинаров, ма стер-классов и т. п. Ресурсные центры, которыми могут и должны стать спе циальные школы, обеспечат внедре ние дистанционных технологий, ком плектацию и сопровождение процесса инклюзии в общеобразовательные учреждения, внедрение коррекционно-развивающей работы и многое другое [4].

Другой вариант функционирования общеобразовательных оргаизаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, предлагает Инденбаум Е. Л. В основном для решения задач экономической социализации в городах, также ресурсным центром, куда дети с ОВЗ по запросу родителей могут приходить во второй половине дня для совместных или индивидуальных занятий такого плана, где в штате есть необходимые специалисты, готовы организовать обучение ручному труду и предпрофессиональную подготовку, формирование всех сфер жизненной (социальной) компетенции [3].

Четверикова Т. Ю. отмечает, что деятельность школ для детей с ограниченными возможностями здо ровья в качестве ресурсных центров должна обеспечивать поддержку инк люзивных практик и предусматривать решение целого комплекса задач: оказание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии, интегрированным в массовые школы; методическая поддержка педагогов массовых школ, задействованных в инклюзивном образовании; консультирование родителей, воспитывающих ребенка с наруше ниями в развитии и инициировавших его образование совместно со здо ровыми сверстниками.

Автор подчеркивает, что такие организации располагают значительными внутренними ресурсами: кадро выми, научно-методическими и некоторыми другими [9].

Беткер Л. М., представляя опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по созданию ресурсных центров на базе организаций специального образования (СКОУ I-VIII вида), считает, что целью деятельности данных центров должно быть методическое сопровождение образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ. В задачи ресурных центров, созданных на базе коррекционных школ, входят: методическая помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания при организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ; организация методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам и др. [1].

Опыт показывает, что методическое сопровождение образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ на базе ресурсных центров возможно только в том случае, если установлено взаимодействие с учреждением дополнительного профессионального образования, в частности с АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования». Данное взаимодействие дает возможность организовать одну из наиболее востребованных форм повышения квалификации – стажировку на базе ресурсных центров по инклюзивному образованию.

В нормативно-правовой базе стажировка закреплена как один «из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки» [8].

В системе дополнительного профессионального образования, повышения и переподготовки специалистов системы образования стажировки являются одной из наиболее эффективных форм трансляции педагогического опыта, т. к. позволяют организовать перенос недостающей информации и ресурсов из одной образовательной системы в другую.

Целью стажировок педагогов в подготовке к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является приобретение педагогами новых профессиональных компетенций в области внедрения инновационных практик взаимодействия с детьми с ОВЗ, изучение технологий работы образовательной организации по реализации задач инклюзивного образования.

Эффективность деятельности специальных школ как ресурсов инклюзивного образования определяется их способностью к ретрансляции элементов традиционной, классической системы специального образования (технологии и методики, специальные (коррекционных) условия педагогической работы с категориями детей, имеющими ограниченные возможности здоровья). Такая форма работы позволяет распространять успешные модели социализации детей с ОВЗ и инвалидностью, популяризируя опыт работы отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам, профессионализм работающих в них специалистов.

Как показывает наш опыт, при организации курсов повышения квалификации на базе специальных (коррекционных) школ, являющихся ресурсными центрами по методическому сопровождению инклюзивного образования, происходит взаимодействие двух образовательных систем (массовой и специальной).

Деятельность ресурсных центров пред полагает реализацию совокупности новых профессиональных и организационных ком петенций субъектов образовательного про странства для решения задач обучения и со циализации обучающихся с ОВЗ. Проведение курсов повышения квалификации в форме стажировки или частичной стажировки на базе ресурсных центров осуществляется по следующей схеме. Ресурсные центры выступают донорами – носителями инновационного педагогического опыта. Слушатели курсов – реципиентами – получателями инновационного педагогического опыта, а институт развития образования – посредник между представителями системы специального и общего образования. Таким образом, установившиеся отношения между участниками взаимодействия позволяют обеспечить обмен недостающей информации и опыта.

Привлечение ресурсных центров к курсовой подготовке в рамках данной схемы, позволяет таким образом решать задачи по обновлению педагогических практик, снижению чувства изолированности у многих учителей общеобразовательных школ, благодаря обмену опытом. Ожидаемым результатом реализуемых мероприятий с привлечением к курсовой подготовке ресурсных центров становится динамика формирования профессиональных ком петенций, заявленных образователь ной программой.

Выполнение функций ресурсного центра ведет к поиску специалистами творческих групп, созданных на базе центров, форм, методов ретрансляции традиций специального образования в практику массовых школ. Сегодня это возможно с использованием тьюторского сопровождения, основными целями которого являются: побуждение педагогов общеобразовательных школ к изменениям, обеспечение индивидуализации процесса подготовки педагогов к новой деятельности, содействие поиску внутренних и внешних образовательных ресурсов посредством организации продуктивной рефлексии.

Специальной подготовки к работе тьютора не существует. На развитие традиций тьюторства оказала концепция персонализированного образования «Каждый ребенок значим». Суть ее деятельности заключается в том, что она органично сочетает в себе научную и педагогическую работу [5].

Использование форм тьюторского сопровождения в рамках стажировочных мероприятий доказано необходимостью персонифицированной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования на основе применения гуманитарных технологий.

Тьюторское сопровождение в системе дополнительного профессионального педагогического образования – зарождающееся направление деятельности. Освоение новой роли – педагога-тьютора по инклюзивному образованию – потребует специальных умений осуществлять соответствующий вид деятельности. Это, во-первых, специфическая организация обучения взрослых: становление благоприятного для учебы климата; совместный поиск истины, сотрудничество; подключение обучаемых к совместной выработке методов обучения; помощь обучаемым в формулировке их собственных целей обучения; привлечение обучаемых к оцениванию полученных ими знаний. Во-вторых, это специфичность формы обучения: проблемный, не предписывающий характер обучения; диалог и др. При этом не следует забывать, что тьюторское сопровождение носит индивидуальный адресный характер. При выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны соблюдаться гибкость и вариативность.

Таким образом, решением проблемы реализации инклюзивной практики становится активное внедрение новых форм повышения квалификации педагогов системы общего образования в виде стажировочных форм презентации инновационных продуктов, создание гибкой, мобильной, персонифицированной системы непрерывного повышения квалификации педагогов нового формата.

×

About the authors

Lyudmila M. Betker

Institute of development of education

Author for correspondence.
Email: blm@iro86.ru

Associate professor of pedagogics and psychology

Russian Federation, Khanty-Mansiysk

References

  1. Беткер, Л. М. Стажировочные площадки и тьюторство в организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Л. М. Беткер // eLibrari.ru : научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23755580 (дата обращения 20.02.2017).
  2. Булатова, О. В. К вопросу о готовности системы общего образования к инклюзивному обучению [Текст] / О. В. Булатова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : материалы международной заочной научно-практической конференции (29 мая 2013 г.). – Новосибирск : СибаК, 2013. – С. 29–33.
  3. Инденбаум, Е. Л. Мониторинг развития школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного образования: теория и практика реализации [Текст] / Е. Л. Инденбаум // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. – 2012. – № 1 (2). – С. 132–141.
  4. Кобрина, Л. М. Отечественная система специального образования – фундамент инклюзивного обучения и воспитания [Текст] / Л. М. Кобрина // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 14–19.
  5. Логинов, Д. А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе [Текст] / Д. А. Логинов. – Москва : Сентябрь, 2014. – 160 с.
  6. Назарова, Н. М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения [Текст] / Н. М. Назарова // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 6–12.
  7. Об организации деятельности ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам инклюзивного образования [Электронный ресурс] : приказ № 85 от 31.01.2014 г. / Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры. – Режим доступа: http://www.doinhmao.ru/Inclusive-education/law.
  8. Об организации и проведении стажировки специалистов [Электронный ресурс] : письмо Госкомвуза РФ от 15.03.1996 № 18–34–44 ин/18–10. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98147/ (дата обращения 20.02.2017).
  9. Четверикова, Т. Ю. Феномены практики инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Т. Ю. Четверикова // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. – 2015. – № 8(52). – Режим доступа: www.sisp.nkras.ru.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Betker L.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies