“I would like to hear the dawn…”, or human and nature in works of Vladimir Volkovets

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article analyses relationships between a Human and a Nature in the North, the Human should be in the harmony with the Nature but expostulate it; the Human takes energy for his creative activity from the Nature.

Keywords

Full Text

С творчеством поэта Владимира Михайловича Волковца из города Советский знакомы многие читатели нашего округа, читатели других регионов [1]. Стихотворения этого поэта не могут оставить равнодушным человека, задумывающегося над вопросами жизни, любви, места человека в этом мире, его назначении, философией отношений природы и человека. Поэт кропотливо рисует конкретного человека, простого жителя таежного края, умеющего терпеть неудобства, молчать, наблюдать, не торопиться с выводами… Такой человек открыт для общения, умеет радоваться жизни, дружить, любить… Трогательные отношения доверия, хочется сказать сакрального доверия, умеют сохранить взрослый сын и его мать.

За домашним искренним весельем

Поделюсь, шумливый и хмельной,

Дорогим и радостным – со всеми,

А печальным – с матерью одной.

(«К матери»)

Эти пронзительно искренние, откровенные отношения с матерью взрослого сына – ещё одна черта характера героя произведений Волковца. Его герой чувствует так глубоко, понимает такие тонкости человеческих отношений… Глубина и сила любви к матери подчеркивается простотой слога, обыденностью описываемой ситуации. Нет ни одного слова о любви к матери, родному дому… Но то особое место, которое занимает мать в жизни человека, выделяется рефреном «с матерью одной». В последней строфе это звучит особенно щемяще…

Но затихнет праздничное время,

И прощусь с надежною родней.

Встречи для меня всегда со всеми,

А разлука – с матерью одной.

(«К матери»)

Стихотворение построено на противопоставлении всех – матери, но это противопоставление не антагонистичное. Мать входит в это понятие все. Это доброе содружество – родня, родственники. Автор их перечисляет в начале стихотворения – отец, сестра, братья, мать. Но мать занимает в сердце сына самое сокровенное место, ей он доверяет то, что скрывает от других. Не потому, что это что-то очень тайное, запретное, нет. А потому, что это может понять только мать, это может быть интересно только ей, только она хочет знать о своем сыне все – не только радостно-парадное, но и все, что скрывается за этим – печаль, неудачи, разочарования…

В одном из стихотворений этот герой идет в лес с ружьем. Но цель у него необычная:

Мне б услыхать зарю,

Как свет по травам стелется.

Да как по глухарю

Мне выстрелить осмелиться?

(«Двустволка за плечами…»)

Модальный фон стихотворения – смущение, волнение, смятение … Это передается сбивчивой ритмикой стиха, параллелизмом строк, передающих волнение, которое прячется за ненужными, лишними движениями (сморгну, отогну, отпугну, смахну…), интонацией растерянности.

Я все-таки смогу.

Я ни за что не выстою.

Как только боль сморгну.

Да ветку отогну,

Да муху отпугну,

Да паука смахну

(«Двустволка за плечами…»)

Строка, как видим, становится заметно короче, как будто передает учащённый сердечный ритм, который сопутствует сильному волнению в момент принятия важного решения. В спор вступают мужчина-охотник и поэт-лирик. Мужчина убеждает себя:

Смогу, смогу, смогу…

А поэт победно решает:

И все-таки не выстрелю.

(«Двустволка за плечами…»)

Читатель облегчённо вздыхает – слава Богу, не каждый человек с ружьём несёт гибель лесным жителям!

В стихотворении «Вошёл как по ступеням…» человек приходит к Природе за знаниями. Человек привычно мыслит какими-то туманными образами, «вчерашними словами», чувствами… И уже непонятно, где человеческое, а где лесное, природное, космическое… В стихотворении излагается позиция автора к философским аспектам отношения человека к Природе, Мысли, Слову, самопознанию. Начинают звучать мотивы языческой Древней Руси. Здесь птицы говорят, цветы и роса знают о человеке больше, чем он сам. Это они, а не человек, являются хранителями сакральных знаний о жизни, каких-то вечных законах бытия, в соответствии с которыми мирно сосуществовали в благости и любви все божии твари.

Ступени или лестница в славянских традиционных культурах символизируют «вертикаль», путь вверх, путь между мирами: нижним и верхним. Волковец говорит о пути между земным (средним) и верхним миром, о ступенях, ведущих вверх, к слиянию с Природой [2]. Здесь, на земле, человек оторван от Космоса, но его душа, ум ищут единения с ним, ищут гармонии. И в поисках гармонии он входит в лес, как в храм, где суета и боль исчезают, а самым важным становятся звуки и шорохи леса, пение птиц, свежесть утра, трава, роса… Здесь он находит знания, которые скрыты от человека, но которые сохраняются в Природе. Очень интересная параллель проводится между человеческими чувствами, словами и пением птиц.

 

И всё, что мне хотелось

Сказать сегодня вам,

Уже скворцами пелось

По утренним ветвям.

(«Вошел как по ступеням…»)

Да, видимо, потому люди так любят слушать пение птиц, что поют они, птицы, помогая человеку разобраться в себе, в своих чувствах… Но не только птицы сопереживают человеку. Весь лес всё знает, понимает и поддерживает.

И всё, о чём смолчали

Вчерашние слова,

Сегодня точно знали

Роса, цветы, листва…

(«Вошел как по ступеням…»)

Совершенно естественными и уместными представляются метафорические образы росы, цветов, которые являются не просто равными человеку, а даже в чём-то выше его. Поэт считает, что они-то как раз могут объяснить нам, кто мы такие и что делаем на земле.

Когда б и вы могли бы

Прийти сюда сейчас,

То птицы, травы, липы

Нам объяснили б нас.

(«Вошел как по ступеням…»)

Нам объяснили б нас… Поэт подчёркивает свою причастность к человеческому роду, причастность к нему своего лирического героя. Другое дело, что одним понятен язык окружающего мира, до них доходят те знания, которыми делится с ними природа, а другим это не дано, другие не слышат, не принимают, не понимают, о чём так исступленно пытаются донести нам леса, поля, болота, небеса, реки, горы, такие живые и прекрасные в стихотворениях Владимира Волковца.

Слияние с Природой ведет к тому, что человек, приходя в лес, теряет свою память, беды и боли. А без этих ощущений, без осознания прошлого, настоящего и будущего, без болей, физических и душевных, человека – нет. Он превращается в «шорохи», т. е. он сливается с природой, с лесом, он становится частичкой этого зелёного, чистого мира.

Природа всё видит, всё слышит, всё знает о нас – людях. Что хотелось сказать лирическому герою то «уже скворцом пелось / По утренним ветвям», о чем мы молчали «сегодня точно знали / Роса, цветы, листва…». В целом, Природа знает о нас всё: какие слова хотели сказать, но не сказали, куда и зачем мы идем, зачем мы живем на этой планете Земля.

Владимир Волковец наделяет Природу разумом. Человек поднимается по ступеням вверх для того, чтобы получить заряд от этого вселенского разума, стать мудрее, выше, человечнее.

×

About the authors

Lidia A. Kargapolova

Yugra State University

Author for correspondence.
Email: kafedra305@mail.ru

Canidate of Philologcal Sciences, Associate professor of Department of Russian language and literature, Humanities Institute

Russian Federation, 16, Chehova street, Khanty-Mansiysk, 628012

References

  1. Каргаполов, Е. П. Творчество писателей Обь-Иртышья [Текст] : в 3-х кн., Книга 1 / Е. П. Каргаполов. – Ханты-Мансийск, 2004. – 446 с.
  2. Рябий, И. Г. За книжной строкой... [Текст] : сборник статей / И. Г. Рябий. – Роли : Лулу, 2014. – 218 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Kargapolov E.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies