Зарождение теоретических знаний о физическом воспитании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна - воспитать всесторонне развитую личность в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. В статье особое внимание уделяется развитию философских и педагогических идей древнегреческого физического воспитания, отражающихся в работах ученых того времени, а также других представителей научной мысли. Также сделан акцент на высказывания древних философов и ученых, а также их суждения и ценные мысли о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.

Полный текст

В Древней Греции происходило зарождение педагогической теории физического воспитания. В литературе древних философов и ученых – Платона, Аристотеля и других – высказано немало суждений и ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.

Знаменитые древнегреческие и древнеримские философы и врачи в своих сочинениях отмечали, что физическую культуру необходимо использовать для укрепления здоровья и воспитания молодежи. Физическая культура в рабовладельческих государствах была одним из основных средств создания военной мощи и подготовки эксплуататоров для угнетения трудящихся масс. Средства физической культуры, рожденные трудовыми потребностями, в состязательных играх рабовладельцев и турнирах феодалов теряют связь с трудом. Рабовладелец и феодал считали для себя позором трудиться и производить материальные блага [3].

Сократ (469–399 гг. до н. э.) в беседах с учениками осуждал фокусничество и трюкачества танцовщиц и восхищался юношами, занимающимися в палестрах и гимнасиях.

Платон (427–347 гг. до н. э.) называл хромыми тех, кто не научился читать и писать, бегать и плавать. В основе предложенного Платоном образования и воспитания, особенно «стражей» государства, гимнастическое и мусическое искусство; музыка – для духовного совершенствования, атлетика – для тела. В обучении и воспитании Платон различал три возрастных периода: до 7 лет, когда ребенок, находясь в семье, участвовал в играх; в 7–10-летнем возрасте необходимы еще занятия гимнастикой; от 10 до 20 лет обязательно посещение частных и государственных школ, главная цель которых заключалась в подготовке молодежи к защите отечества. Обучение в школах, по Платону, не должно быть принудительным и позволять старшим наблюдать за склонностями и успехами занимающихся, особенно при отборе наиспособнейших и наилучших.

Аристотель (384–322 до н. э.) – крупнейший ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Классики марксизма-ленинизма высоко ценили учение Аристотеля о диалектике. Он выдвинул идею о единстве формы и содержания, о развитии всего сущего. По Аристотелю, тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному. В трактате «Политика» Аристотель указывал, что «мальчиков должно (прежде всего) отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее состояние их организмы, а вторые будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой». Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направление, что, по его мнению, мешает естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».

Гиппократа (460–356 гг. до н. э.) называют отцом медицины. Он учил врачей лечить больного, а не болезнь и отрицал сверхъестественное божественное происхождение заболеваний. Гиппократ обосновал принципы лечения больного средствами физической культуры и предложил диету питания, режим дня, а также гигиенические требования для занимающихся гимнастикой и агонистикой. Здоровый, сильный и отважный человек, наделенный непреклонной волей к победе, вдохновлял и привлекал внимание Гиппократа, впервые предложившего сочетать философию с медициной и медицину с философией. Гиппократ много путешествовал и рекомендовал грекам изучать нравы и обычаи других народов. Отмечая бесстрашие и дисциплинированность народов, проживавших на территории СССР, Гиппократ предлагал использовать их методы обучения верховой езде, стрельбе из лука и способы предупреждения травматизма.

Клавдий Гален (131–201) в школе города Пергама восстанавливал здоровье гладиаторов, получивших ранения и увечья на арене цирка. Он предложил комплексы упражнений для повышения артистичности участников публичных выступлений и описал девять видов массажа для гладиаторов перед выступлением на арене и после сражений. Гален изложил основы анатомии и физиологии. Отделив «гигиастику» Гиппократа от гимнастики, возводит в ранг особых наук гигиену физических упражнений и гигиену питания.

Материалистический подход к пониманию влияния внешней среды на организм человека и значения диеты, гимнастики, ванн, массажа определял систему взглядов Галена – «здоровье человека». Он считал, что физические упражнения могут заменить все лекарства, но лекарства, все вместе взятые, не в состоянии заменить физических упражнений. Общественно-педагогическая деятельность К. Галена способствовала тому, что рабовладельческая знать стала строить термы – своеобразные бани с бассейнами, массажными комнатами и залами для физических упражнений. В этих термах с великолепными садами рабовладельцы развлекались, посещая друг друга. Развалины наиболее величественных и грандиозных терм сохранились по настоящее время.

Эпоха Возрождения ознаменована борьбой со схоластикой в области воспитания и образования. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной культурой, не хотела примириться с проповедями аскетизма и презрительным отношением к физическому воспитанию. Она создавала свою идеологию, свою систему воспитания, свою культуру [1].

Развитие науки дало в руки ученых много новых научных фактов. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452–1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. В своих научных мыслях он предвосхитил создание летательных аппаратов, велосипеда, акваланга. Англичанин Уильям Гарвей (1578–1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреас Везалий (1514–1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела.

Гуманистов, идеологов эпохи Возрождения Ф. Энгельс называл «титанами» человеческой мысли. Во всех дворянских учебных заведениях Италии в эпоху Возрождения обязательным предметом было фехтование, и первые работы по теории фехтования были написаны итальянскими авторами – Пьетро Мончо (1509) и Акиле Мороццо (1536). В одном из лучших воспитательных заведений Италии – «Доме радости» – работал выдающийся представитель гуманизма Витторино да Фельтре (1378 – 1446), проводивший в жизнь духовное, физическое и нравственное развитие учащихся.

В отличие от других средневековых школ, в «Доме радости» было много света и занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе. Витторино да Фельтре не допускал телесных наказаний и широко использовал народные игры, развивавшие физическую силу, ловкость и изящность манер. Философ Лоренцо Валла (1407–1457) в диалоге «О наслаждении как истинном благе» утверждал, что наслаждение в школах не сводится к одним лишь физическим удовольствиям и безграничному эгоизму. Наслаждения в «Доме радости» отождествлялись с пользой для организма, и человек должен руководствоваться, по мнению Л. Валла, этой пользой на протяжении всей своей жизни.

В целях оздоровления детей привилегированных классов врач Иероним Меркуриалис (1530–1606) в сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые») и атлетические («ложные»). Упражнения последней группы, по Меркуриалису, вызывают чрезмерные напряжения в организме, особенно в соревновательной и игровой ситуациях. Он осуждал также излишества в пище, вине, сне и рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у молодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества.

Французский писатель Франсуа Рабле (1494–1553), автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он отразил эпоху французского возрождения, писал на родном языке и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман», временно окутавший человечество. В сочинениях Рабле феодалы – невоспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы. О популярности первых книг романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано больше экземпляров, чем библий за девять лет.

Ф. Рабле описал образец «идеального» общежития – «Телемскую обитель», располагавшую бассейном и баней, стадионом и ипподромом, манежем и парком, псарней и хищными птицами для охоты. Рабле рекомендует учителям школ ряд методических приемов в обучении перескакивать с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, овладевать способами плавания на груди, спине и боку, а также лазанием по лестницам, канатам, деревьям, скалам и другие умения и навыки. Рабле восхищается храбростью, силой и ловкостью воспитанников «Телемской обители», где физическое воспитание занимало равноправное положение наряду с другими дисциплинами.

Ранние социалисты-утописты Томас Мор (1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639) в своих сочинениях критиковали феодальные и появившиеся в недрах феодализма буржуазные порядки, рисовали в своих сочинениях идеальный общественный строй, несовместимый с классовым обществом. Т. Мор обосновал идею соединения теоретического образования с физическим воспитанием и трудом при твердом режиме дня. В его «Утопии» общество несет ответственность за воспитание подрастающего поколения и проявляет заботу о здоровье всех граждан.

Т. Мор и Т. Кампанелла не могли освободиться от религиозного влияния и рекомендовали священников в воспитатели. Т. Кампанелла для жителей утопического «Города Солнца» сочинил даже специальную молитву о здоровье тела и духа, хотя активно выступал против католического мракобесия и деления общества на богатых и бедных. Его не сломили пытки за участие в революционной борьбе и четверть века заключения в тюрьме. В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы женщины равноправны с мужчинами и освобождаются от тяжелого физического труда, а дети с двухлетнего возраста охвачены планомерным физическим воспитанием. Т. Кампанелла описал физические упражнения, формирующие красоту тела, и рекомендовал правила нравственности, гигиены и здорового режима «соляриям» - жителям «Города Солнца».

Сочинения социал-утопистов, как и гуманистов эпохи Возрождения, явились источниками теоретического обоснования систем физического воспитания в новое и новейшее время. Великая правда утопистов о необходимости уничтожения частной собственности на средства производства – источника всех бедствий трудящихся масс – впоследствии воплотилась в гениальном учении основоположников научного коммунизма [4].

×

Об авторах

Александра Станиславовна Хорькова

Югорский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: horkov1@rambler.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры  Гуманитарного института 

Россия, 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16

Мария Димитровна Малкова

Югорский государственный университет

Email: Mamaria_13@mail.ru

Магистрант кафедры физической культуры Гуманитарного института

Россия, 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16

Список литературы

  1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. Р. Голощапов. – Москва : Академия, 2013. – 423 с.
  2. Деметер, Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения [Текст] : учебное пособие / Г. С. Деметер. – Москва : Издательский центр «Советский спорт», 2007. – 322 с.
  3. Мельникова, Н. Ю. История физической культуры и спорта [Текст] : учебник / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин ; под ред. Н. Ю. Мельниковой. – Москва : Советский спор», 2013. – 392 с.
  4. Столбов, В. В. История физической культуры : учебник / В. В. Столбов, Л. А. Финогенова, Н. Ю. Мельникова ; под. ред. проф. В. В. Столбова. – Москва : Физкультура и спорт, 2000. – 288 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Хорькова А.С., Малкова М.Д., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах